Структура парфюмерного аромата
Композитирование – искусство составления гармоничных сочетаний душистых веществ.
Композиция – слияние отдельных запахов в приятное для обоняния единое гармоническое целое. В композиции запахи отдельных веществ сливаются в единый букет, и ни один составной элемент не выделяется слишком сильно. Создание гармоничных композиций - конечная цель творчества парфюмера. Для длительного сохранения гармонии аромата необходимо точно выдерживать весовые соотношения отдельных компонентов в соответствии с намеченным типом запаха.
Структурные элементы композиции
Нота - базовый элемент парфюмерной композиции. Нотой называют элемент или оттенок определенного запаха. Например, нота розы, нота жасмина, пудровая нота, бальзамическая, альдегидная и др.
Ноты в парфюмерии определяют сложность и гармонию композиции, общую тональность (направление запаха).
Элементарные (первичные) аккорды - несколько нот из индивидуальных душистых веществ.
Сложные аккорды состоят из нескольких первичных аккордов. Готовые парфюмерные смеси являются развитыми аккордами, составляющими мелодию аромата.
Мелодия - ряд близких или различных по запаху душистых веществ, которые занимают ведущее место и определяют основное содержание, основной запах или тон композиции.
Фазы - отдельные составляющие мелодии в процессе ее развития. Фазы не должны ощущаться раздельно.
Композиция и фон
Композиция душистых веществ для духов или цветочных одеколонов нуждается в наложении на соответствующий фон. Фон должен гармонировать с запахом композиции, придавать ей законченность, полноту, цельность.
В парфюмерной технологии есть универсальные фоны, такие как жасмин, роза, флер д’ оранж и тубероза. Они оттеняют основную идею, оживляют ее, сообщают нежность и иллюзию свежего цветка или букета.
Экзальтаторы или вибраторы
Экзальтаторы или вибраторы – вещества, которые не имеют ничего общего с основными элементами запаха, иногда резко с ним контрастирующие, при этом они необходимы для сообщения композициям большей полноты и оригинальности. В их присутствии запах оживает, начинает усиленно вибрировать. К ним относятся альдегиды С5 –С16, индол, скатол, фенилуксусная кислота, алифатические спиртыС8-С12. Экзальтаторы придают знойность, яркую освещенность, некоторую томность.
Пронюхивание альдегидов: децилового и ундецилового, индола.
Фиксаторы
Фиксаторами (или закрепителями) называются вещества, добавляемые в композиции в небольших количествах с целью повысить стойкость запаха на возможно более продолжительное время.
В настоящее время фиксаторами считаются:
- Всевозможные смолы и бальзамы (бензойная смола, толуанский бальзам)
- Животные фиксаторы (мускус, сивет, амбра, кастореум).
- Резиноиды (гальбанум).
- Синтетические фиксаторы: мошус Р-1, фиксатор №941632.
- Различные кристаллические ароматические соединения: гелиотропин, ванилин, искусственный мускус.
Пронюхивание фиксаторов и краткий рассказ о растениях – источниках фиксаторов.
Дубовый мох – собирают зимой и в начале весны в областях умеренного пояса. Неизменное составляющее для композиций с запахом шипра и зелени. Мы пронюхиваем спиртовой раствор дубового мха.
Толуанский бальзам - продукт, вытекающий из надрезов на деревьях.
Гальбанум – эта камедь-смола выделяется из надреза ствола травянистого растения, распространенного в Иране. После обработки водяным паром или растворителями гальбанум обладает запахом зелени, который превосходно проявился в Fidji Ги Ларош, Vent Vert Бальмен.
Синтетические: фиксатор мошус Р-1, Фиксатор №941632.
Структура ароматов
Сложная структура парфюмерного аромата обусловлена тем, что отдельные компоненты обладают различной летучестью. Следовательно, они воспринимаются нашим обонянием быстрее и медленнее.
Пирамида аромата
Структура запаха определяется тремя ступенями или фазами:
v Начальные или головные ноты -1
v Ноты сердца -2
v Завершающие или базовые ноты -3
Эти три фазы проявляются по мере испарения композиции, но задача парфюмера в том, чтобы все они составляли единое целое и взаимно дополняли друг друга. В совокупности они формируют пирамиду ароматов.
Начальный запах – аромат, который воспринимается сразу после нанесения композиции на кожу. Его составляют на основе легколетучих запахов, например, запахов лаванды, лимона, розмарина и других свежих оттенков.
Затем проявляются срединные ноты, или ноты сердца, сохраняющиеся в течение нескольких часов. Длительность сохранения срединного запаха зависит от степени летучести тех душистых веществ, которые были введены в композицию. Эти ноты определяют основной характер духов. Длительность этой фазы увеличивается с добавлением и повышением концентрации пачулевого, ветиверового, сандалового масел, экстрактов дубового мха, смол.
На третьей, завершающей стадии развития запаха чувствуется уже не полный букет, а приятно пахнущие отголоски, часто имеющие мало общего со срединным запахом, но гармонирующие с ним. Завершающие ноты формируются за счет слабо летучих веществ. Их основное назначение – повысить стойкость аромата.
Чтобы получить приятный и гармоничный аромат, парфюмеру необходимо добиться баланса и плавности перехода между тремя основными фазами.
Полное развитие и раскрытие запаха композиции достигается при контакте с человеческой кожей, при температуре тела. При этом некоторые запахи усиливаются, а некоторые изменяются и ослабевают. Здесь играет роль и индивидуальный запах тела человека, который слегка изменяет запах композиции в целом.
Цельность и полнота запаха часто зависят от тех веществ, собственный запах которых резко отличается от основного. Такие минорные компоненты могут иметь собственный слабый или сильный, приятный или неприятный запах. Использование подобных веществ гармонизирует запах в целом.
Восприятие запахов
Обонятельным органом является только верхняя часть носовой полости, в которой разветвляется обонятельный нерв. Между клетками эпителия здесь находятся вытянутые в длину обонятельные клетки или рецепторы, связанные с волокнами обонятельного нерва. Обонятельная часть слизистой оболочки легко отличается от дыхательной по окраске – у людей она имеет желтый оттенок. Вещества, вызывающие обонятельные ощущения, проникают в носовую полость отчасти через ноздри, отчасти через заднее отверстие носовой полости из зева при выдыхании воздуха и, достигая рецепторов, вызывают возбуждение нервных окончаний слизистой оболочки. Запах воспринимается наиболее полно, если пахучие вещества находятся в газообразном состоянии.
Благодаря обонятельным органам человек способен распознавать существующие вокруг него запахи, давать им качественную оценку и даже некоторую сравнительную, количественную. Запахи описываются в категориях приятный-неприятный, сильный-слабый, резкий-нежный, стойкий-нестойкий. В описании запахов используют вкусовые характеристики – горький, сладкий, терпкий и т.д. Довольно часто в описании запахов опираются на природные источники – говорят о запахах цветочных, фруктовых, травянистых, приводят аналогии с животными продуктами. В парфюмерной практике принята специальная классификация запахов для оценки душистых веществ.
Классификация запахов
Класс |
Масла из растительного сырья |
Синтетические душистые вещества |
Цветочные – сложный букет, основанный на гармоничном сочетании многих оттенков, среди которых обычно выделяется какой-либо один, характерный и хорошо узнаваемый. |
Экстактные и эфирные масла розы, жасмина, герани, туберозы, иланг-иланга, ириса, акации. |
Ароматические альдегиды, кетоны, ацетали, в том числе жасминальдегид, ионон с запахом фиалки, кетональ с запахом ириса, ацетофенон с запахом мимозы и черемухи, гексилкоричный альдегид с запахом жасмина и гардении и др. |
Фруктовые – ароматы, напоминающие запахи ягод и фруктов. |
Сладкий апельсин, горький померанец, мандарин, лимон, бергамот и лайма. |
Гамма-декалактон и гамма-ундекалактон с запахами персика и абрикоса, кетон ананаса и кетон малины, пара-метилкоричный альдегид передает запах свежего арбуза, гамма-окталактон с запахом кокосовых орехов. |
Запахи свежей зелени – хорошо узнаваемые запахи зеленых листьев свежескошенной травы. |
масло – абсолю из листьев фиалки и цветов гиацинта, смола гальбанума из зонтичных растений |
Альдегид, фенилацетальдегид |
Пряные запахи |
Запахи, присущие восточным пряностям: корице, гвоздике, мускатному ореху, имбирю, кардамону, ванили. Запахи, которые напоминают пряные: аниса, фенхеля, кориандра, тмина, бадьяна, укропа и базилика. |
Альдегид, анетол, эвгенол, тимол, гелиотропин |
Древесные запахи |
Эфирные масла, вырабатываемые из хвои, пихты, ягод можжевелника, корней ветиверии, листьев пачули, древесины сантала, кипариса, кедра, эвкалипта, камфорного дерева и др. |
|
Смолистые запахи смолисто-бальзамического характера. |
Ладан, мирра, ладанник, бензойная и сосновая смола |
|
Животные запахи, источником которых являются вещества животного происхождения. |
Серая амбра, мускус, циветт, кастрориум или бобровая струя – резкие, тяжелые, малоприятные запахи. Использование требует сильного разбавления. Обладают устойчивостью и выполняют роль фиксаторов. |
Индол, скатол, амброксид, цибетон, трет-бутилхинолин |
Запахи землистые |
|
Диметиловый эфир резорцина |
Современные тенденции в ароматах
v Ароматы свежести:
ü городская свежесть, островок природы в городе. Достигаются нотами грейпфрута, зеленых овощей, запахами травы, опавшей листвы, живицы;
ü образы чистой стали, камня (ноты крапивы, ревеня, листьев томатов);
v ароматы пряностей, они в основном включаются в мужские изделия;
v восточные ароматы, а также использование восточных нот для придания композиции запаха кожи, чистого нейтрального запаха с нотами ириса и мускуса
v ретро-тенденции:
ü возврат к композициям цветочных букетов, обращение к ароматам цветов мимозы, ириса, туберозы, нарцисса, при этом несущим больше чистоты и благородства,
ü присутствие во многих ароматах древесных нот, которые при этом являются более влажными, женственными, прозрачными;
v пищевые ноты в ароматах:
ü фруктовые, цитрусовые, ягодные и пряные,
ü ароматы ванили, шоколада, миндаля, карамели и черной смородины
ü запах молока и сливок, который ассоциируется с чистотой, теплотой и нежностью,
ü в мужской парфюмерии - бодрящий аромат кофе на фоне лаванды и бергамота, сочетание запаха ванили с густым благородным запахом кофе;
В соответствии с данными маркетинговых исследований на рубеже 20 и 21 века мужчины часто отдавали свои предпочтения ароматам, которые ассоциируются с такими явлениями, как спорт, техника, а также с образами океана, льда, экзотики. Женщины предпочитали цветочные ароматы: цветочно-фруктовые и цветочно-альдегидные.